Трудно представить себе казахскую, русскую или узбекскую семью, где не знали бы самовара. По торжественным дням его ставили посереди стола или дастархана. Хозяйка дома или самая красивая невестка именно из самовара, а не из какого-то там чайника наливала в изящные чашечки или пиалы чай небольшими порциями – с уважением! Чтобы гость чувствовал постоянное внимание и заботу хозяек. В русском, особенно купеческом быту, было то же самое.

Огромные, на несколько ведер воды самовары стояли в «кафе» прошлого — в трактирах и чайных, на станциях, где путники отдыхали, пока им меняли лошадей. Самовар занимал почетное место в доме. Ярко начищенный, он стоял на специальном подносе или на кружевной салфеточке в красном углу любой зажиточной семьи как символ достатка, семейного уюта, благополучия. Его давали девушкам в приданое, передавали по наследству, дарили. Как главное богатство в доме, могли изъять за долги или за неуплату налогов.

А как удобен самовар в кочевой жизни! Его возили с собой, отправляясь на жайляу. Маленькие, иногда на пару стаканов чаю самовары брали с собой в дорогу путешественники, офицеры — все, кому предстояла длинная дорога, особенно в зимнее время. Даже в царских поездах везли с собой самовары слуги первых лиц страны. Как хорошо погреться горячим напитком зимой. Как приятно летом расположиться с ним на полянке! Несколько щепок или еловых шишек в трубу, умелый розжиг – и готов горячий чай.

Дорожный самовар. Тула, XIX век.

Кто же придумал это удобное приспособление — «русскую машину для чая», как называли его европейцы, покупавшие самовары в России? Изобрели их, наверное, те же, кто и колесо, лопату, кирпич и много-много других привычных вещей – умные люди! Обычно такие полезные всем предметы не имеют автора. Разные люди в разных странах додумываются, как сделать жизнь более комфортной, а работу легкой, одновременно. Или заимствуют идеи друг у друга. Например, устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена. Древние римляне, желая попить горячей водички, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный на костре камень побольше — вода закипала. Так же грели воду для мытья.

А в Китае тоже с древности был прибор, напоминающий самовар тем, что имел сосуд, трубу и поддувало, но в нем готовили не напитки, а еду. Издавна похожие приборы известны в Иране – кувшины с нагревателями.

Хого. Китай, XIX век. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Русская «чайная машина», как её называли в Западной Европе, впервые появилась в России. До сих пор можно встретить в различных источниках повторение старой легенды, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра в Туле и на Урале — на заводах оружейника Демидова. Прибор стал известен как самовар. Напомним, «вар» — это и есть «кипяток» сравни: «обвариться», «заварить». В казахский язык, где нет звука «В», слово пришло как самоур».

Чаще всего в самоваре грели воду для чая, который был завезен в XVII веке из Азии, был очень дорог и применялся только среди знати как лекарство от простуды и «грудных болезней». А простой народ со времени Древней Руси любил сбитень — горячий напиток с медом и лекарственными травами. Его готовили в сбитеннике. Этот сосуд был похож на чайник, внутри которого помещалась емкость для закладки горящего древесного угля. Сбитенщики ходили по улицам, ярмаркам и другим людным местам и предлагали горячий сладкий напиток.

В XVIII веке на Урале и в Туле стали делать самовары-кухни. Это такой сосуд, разделенный на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай. Сбитенник и самовар-кухня — это предшественниками самовара. Чай стал популярен только в XIX веке, а вместе с ним широко распространились и самовары. Делали их на нескольких заводах на Урале и в России. Но самыми знаменитыми стали тульские самовары. Здесь с XVII века и поныне работают знаменитые оружейные заводы. Они всегда выпускали самовары. Сначала только как сопутствующую продукцию. Рабочим раздавали куски металла, «выкройки» приборов, и они в домашних мастерских мастерили самовары.

Постепенно появились самоварные фабрики. Вот они-то и сделали обычный предмет быта украшением дома, произведением декоративно-прикладного искусства. Красивые прочные и удобные тульские самовары стали очень известны и продавались по всей стране и за границей. В советское время самовары делали на заводе «Штамп», там же, где гильзы для снарядов и патронов. Не всегда, конечно. Во время войн было не до чаепития.

В Туле, где я сейчас живу, есть музей самоваров. Сколько в нем красивых экспонатов — разных форм, объемов, оформления! Интересна и история самого музея. Когда в городе стали строить «черемушки» и разрушать старые дома, любители старины собирали то, что другим людям казалось хламом. Один такой коллекционер собрал и отреставрировал 3000 самоваров. Но где хранить такую коллекцию? Он подарил свои богатства городу. Это не только самовары, а все, что сопутствует чаепитию: чайные сервизы, сахарницы, заварочные чайнички, щипчики для колки сахара, предметы сервировки чайного стола. Много фотографий фабрикантов, купцов, мастеров в домашних и фабричных условиях. Город выделил для музея старинный особняк, где в прошлом останавливались цари и наследники престола.

В одном из сел, когда-то принадлежавших семье Л.Н.Толстого, сейчас санаторий «Грумант», а в нем есть развлекательный центр. Его хозяин тоже устроил своеобразный музей самоваров. В нем всего 500 экспонатов, но какие красивые! Среди них старинные жаровые и современные электрические «приборы для чая». Эти, конечно, не найдены на развалинах домов, а куплены за очень приличные деньги на аукционах. Сегодня большим спросом пользуются самовары с художественной ручной росписью. Ею занимаются около 100 тульских художников.

Популярность самоваров способствовала развитию и других ремесел. Так, самоварная Тула славилась первыми в России сахарными заводами (их создали внуки Екатерины Великой графы Бобринские), огромными печатными пряниками и мелкими пряничками – жамками. Их готовили на прекрасной кондитерской фабрике. В 18-19 веках здесь процветали булочные, выпускавшие баранки и сушки. Все эти сласти купцы развозили по всей стране. Пользовались они спросом и в Казахстане. Что замечательно, эти предприятия работают и ныне.

Теплым летом в Туле и в небольших старинных городках проводятся различные праздники, например, Тургеневский «Песни и легенды Бежина луга». Ни один фестиваль из них не обходится без чаепития из огромных тульских самоваров.

Посмотрите в своих домах или на дачах, не хранится ли у вас такой исторический раритет? Может быть, он положит начало вашей коллекции, и вы, собрав тысячу-другую самоваров, станете миллионером, а если в тенге, то, возможно, и миллиардером.