Как освещали свои дома жители Петропавловска, или Зачем дореволюционному Петропавловску нужны были салотопенные заводы.
Еще в конце 18 века, сразу после «сдачи в эксплуатацию» Петропавловской крепости, на приграничные базары и ярмарки степняки повезли свое главное богатство – скот и разную продукцию животноводства. Конечно, в первую очередь торговали мясом, но второе место занимало сало — жир. Его вытапливали прямо в городе на салотопенных заводиках, а потом отправляли в глубь страны и даже за границу на дальнейшую переработку.
Не следует думать, что салотопенные, мыловаренные и кожевенные заводы старинного Петропавловска были чем-то грандиозным, вроде современного мясокомбината. Известный санитарный врач Ц.А. Биляловский даже в конце 19 века описывал такое «предприятие» — котел прямо во дворе хозяина, вмазанный в печку; в нем три-пять рабочих вытапливают жир, промывают его в огромном деревянном ящике; собирают сало лопатками, а остатки грязной воды вместе с «ашурками» (ошметками кожи, костями и другими остатками) выливают прямо на землю, и она стекает в Ишим или в старицы, загрязняя их. Кроме санврачей, мало кто думал тогда об экологии.
Но зачем городу нужно было так много сала? Думаете, наши предки совсем не заботились о фигуре и ели жирную пищу на завтрак, обед и ужин? Конечно, в какой-то мере, это правда. Люди много и тяжело работали, жилища зачастую были холодными – калорий для восстановления сил требовалось много, поэтому жирная пища была необходимой и казалась вкусной и полезной.
Трудно себе представить, но в основном жиры шли не в пищу, а на освещение жилищ. Нам, избалованным электричеством, трудно представить себе, сколько примитивных масляных светильников: коптилок, каганцов, масленок — зажигалось каждый вечер в огромной стране — в избах, хатах, юртах, чумах. А в Петропавловске были еще солдатские палатки и казармы крепостных гарнизонов, землянки при редутах, да и вся казачья станица под горой разве иначе освещалась?! Казаки, разбросанные по станицам и редутам вдоль Горькой линии, тоже довольствовались «каганцами» — небольшой посудиной с фитильком из веревочки или тряпочки. Такие светильники, наполненные салом, давали неприятный запах и очень сильно коптили. А что было делать?
Чтобы сэкономить на освещении, женщины, особенно сельские, длинными зимними вечерами собирались по очереди в доме у кого-то одного и в таком «клубе по интересам» занимались рукоделием, пели песни, рассказывали разные истории, из чего иногда рождались настоящие шедевры. Вспомним Гоголя и его «Вечера на хуторе близ Диканьки» или народные легенды, сказки, страшилки. Большинство из них родились на таких «вечёрках» — посиделках. Сейчас в музеях, в том числе, и в нашем, хранятся старинные вышивки, кружева, народные костюмы такой тонкой работы, что и представить себе невозможно, в каких условиях их создавали наши прабабушки. Свет в окошке, лучина или каганец, умелые руки да творческая фантазия – вот и все!
Да и мужчинам у себя дома можно было поработать при свете маленького масляного светильника или всего-навсего лучины – тонкой щепочки или палочки, воткнутой прямо в стенку или в лавку. А пучки тонко расщепленных лучинок вставлялись в железные держатели — светцы. При раскопках археологи часто находят эти светцы, иногда по форме напоминающие современные торшеры, тоже стоящие на одной железной ножке. Поскольку такого понятия, как журнал учета огнетушителей не существовало, во избежание пожара под светец подставляли посудину с водой. И все равно селения часто горели от таких источников света. Петропавловское деревянное подгорье выгорало чуть ли не через каждые пять лет, пока после особенно страшных пожаров в середине XIX века город не стали строить на горе. Власти всячески поощряли желающих выстроить себе кирпичные дома — давали кредиты, снижали налоги. А в городе появились новые предприятия – кирпичные заводики.
Даже маленькие масляные светильники для самого небольшого комфорта в доме требовали в целом по стране огромного количества жира. Большая часть его петропавловские купцы скупали в своем городе или в соседних – в Кургане, Ишиме, на знаменитой Тайыншинской ярмарке. Сало увозили на свечные заводы, которых было множество как у нас в стране, так и где-нибудь в «цивилизованной» Европе. Затем готовая продукция изрядно подорожавшая, возвращалась обратно в магазины в виде свечей.
Изобретенные очень давно, еще в Средневековье, небольшие цилиндры из свечного сала, из воска или из смеси этих двух компонентов и растительных жиров стоили дорого и были доступны лишь зажиточным людям. В книгах расходов хозяев или управляющих имениями обязательно была графа «на свечи». Их покупали ящиками, и денег на свет уходило немало. Военным даже приплачивали к жалованию некоторую сумму на свечи. Аренда квартиры с освещением за свой счет обходилась студентам, гимназистам или мелким чиновникам, таким, как, например, Хлестаков, дешевле, чем с хозяйскими свечами.
Когда мы, читая рассказы классиков, встречаем в них такие фразы, как, например, у Л. Толстого, «перед балом зала была ярко освещена» или у В. Вересаева, «слуги украли свечу и играли в карты», то даже не представляем, что кроется за такими сообщениями. Со второй фразой все ясно – воруют-с! А первая говорит о богатстве хозяев бала и немалых расходах на светский праздник. Даже бегло взглянув на окна, гости могли сразу понять, сколько денег потрачено на бал, в частности, на освещение дома. Ведь, кроме люстр и настенных бра, приходилось «заправлять» большие чаши-плошки у входа во дворец и на лестницах. Чтобы осветить даже небольшое помещение, требовались сотни свечей, а ведь в роскошных хрустальных люстрах тоже горели свечи.
Они чадили, загрязняли потолки и стены. Когда мы видим в кино какой-нибудь аристократический бал и завидуем вальсирующим барышням, то просто не чувствуем, какой запах горелых фитилей и свечного сала скапливался в «бальной зале» и чем еще, кроме духов, пахли прелестные барышни и кавалеры после бала. Но до середины XIX века, как ни старались изобретатели, ничего лучше сальных свечей придумать не могли. Вот и отправляли на свечные заводики тысячи пудов животного жира из Сибири и казахских степей, везли с морских берегов даже вонючую ворвань – китовый и рыбий жир. В результате едва не уничтожили морских великанов.
Мастеровые — свечники были уважаемыми людьми. Еще в петровские времена они делились на две группы: одни делали сальные свечи, другие – более дороги восковые. Но простому народу вообще были недоступны ни те, ни другие. Лучины и разные коптилки -вот что освещало жилища простолюдинов. Для них и существовала народная мудрость: «с курами ложись – с петухами вставай».
Так и жили – по световому дню до середины XIX века, сжигая для освещения всевозможные жиры. Светильный газ, который тоже часто фигурирует в романах, добывали перегонкой угля на специальных предприятиях, поэтому тоже был дорог и использовался только в столицах.
Сейчас, когда цены на нефть правят экономикой во всем мире, трудно представить себе, что это «земляное», или «минеральное, масло» стало широко использоваться не так уж и давно – во второй половине ХIХ века. Сначала производные нефти — керосин и стеарин — добавляли в различные осветительные масла, и они горели более ярко и стоили дешевле, чем сальные и восковые свечи. Появление на рынке дешевого керосина фирмы «Бр. Нобель» народ оценил по достоинству: он горел ярче, был дешевле свечей и быстро вытеснил с рынка сальные свечи. Даже в селах и аулах тогда стали появляться керосиновые лампы, причем, на все вкусы – от самых простых до настоящих произведений искусства. Их продавали во многих магазинах, но были и «специализированные торговые точки». Керосиновые лампы в Петропавловске предлагали купцы Г.И. Казанцев и М.Ф. Стрелова с сыновьями. Они держали магазины «москательных товаров» — бытовой химии, располагавшиеся на Вознесенском проспекте, а лавки были на базарах и на меновом дворе (позже – это территория завода МЛД). Впрочем, свечи по-прежнему продавались в разных других магазинах и приносили стабильный доход их владельцам.
Стеариновые свечи и сейчас иногда используются на «романтических» мероприятиях, а они так же дымят и пахнут, как два-три века назад в аристократических салонах и даже в царских покоях до появления керосина и электричества.
Некоторые старожилы вспоминают, как в детстве, в послевоенные годы стояли в очередях в специализированной керосиновой лавке, расположенной в Подгорье. Тогда керосин уже перестал быть ярко горящей новинкой. Заставляла покупать этот совсем не романтический продукт суровая необходимость – надо было заправлять лампы, примусы и керогазы. Современные дети и слов-то таких не знают!









(4 оценок, среднее: 4,00 из 5)